EDI — Electronic Data Interchange (электронный обмен данными)
Это передовая технология для организации обмена электронными документами между партнерами.
Обмен коммерческой информацией (заказы, накладные, счета и т. д.) на бумажных носителях предусматривает, в основном, ручной ввод информации в компьютерную систему компании, передачу этой информации через факс и email.
Использование электронного обмена данными позволяет избежать таких действий — все происходит автоматически, без задержек и неточностей. Применение автоматических процедур повышает скорость и точность сбора данных и предоставляет компаниям возможность сконцентрироваться на ключевых моментах работы, а не на рутинных вопросах оформления и отправки бумажной документации.
Удобство и выгода использования обмена электронными документами заключаются в том, что EDI имеет коммуникационную платформу, к которой каждый клиент (будь он ритейлер, поставщик или логистическая компания) подключается один раз и приобретает почти неограниченную возможность общаться со всеми подключенными к платформе участниками, не задумываясь над особенностями их учетных систем и документооборота, квалификацией персонала.
EDI также может помочь в решении конфликтов. Например, в спорных ситуациях между партнерами, когда один утверждает, что отправлял заказ, а второй – что не получал его. Подобные ситуации возникают неоднократно. В таких случаях EDI выступает третейским судьей, внешним аудитором, фиксатором ситуации, который может предоставить обоим участникам полную информацию о том, что и когда произошло с документами. Это делает последующее разбирательство более легким и быстрым.
Обмен электронными документами ограничивается информацией, которую можно автоматически преобразовать и закодировать. Этот процесс не включает в себя другие транзакции, которые регулярно осуществляются по средствам электронной почты и другими подобными способами (личная переписка, приветствия...).
Преимущества использования EDI технологий:
- Конфиденциальность информации — обеспечивается за счет использования безопасных каналов передачи данных: AS1 (позволяет надежно передавать документы электронного обмена по сети Интернет через протокол SMTP) и AS2 (объединяет EDI и Интернет, позволяет обмениваться цифровыми данными через протокол https)
- Достоверность — обеспечивается использованием MDN (оповещений о местонахождении сообщений) для контрольных сумм, таким образом, полностью исключается возможность внесения изменений в документ без ведома получателя
- Гарантии доставки — система автоматически оповещает отправителя о доставке документа
- Оперативность — обработка и передача документа в течение 15 секунд
- Точность — встроенные интеллектуальные механизмы системы обеспечивают обработку содержания передаваемых документов, и, при совершении ошибки в заполнении формы, она мгновенно об этом сообщает
- Экономичность — потребность в задействованном персонале сокращается минимум на 70%, а затраты на расходные материалы – на 80%. Иными словами, внедрение EDI позволяет минимизировать расходы, связанные с составлением документов, до 7–10% от общей стоимости сделки
- IT-совместимость: если в компании имеется ERP-система, то поставщик технологии EDI должен обеспечить ее интеграцию с учетной системой, чтобы избавить клиента от двойного ввода данных. Если же говорить о компаниях, не имеющих учетной системы, то для них существует следующее решение: поставщик технологии подключает их к WEB-порталу, где компании хранят свои данные и обмениваются ими с контрагентами
Вот как происходит обмен документами в системе EDI:
- Поставщик направляет ритейлеру свой каталог товаров с ценами (PRICAT).
- На основании каталога покупатель формирует заказ на поставку продукции (ORDERS). ORDERS — официальный документ, содержит номер заказа, дату и время поставки, номер договора поставки, реквизиты сторон договора, наименования заказа со ссылками на каталог товаров. Документ позволяет контролировать статус заказа.
- После этого, поставщик посылает ответ на заказ (ORDRSP), где подтверждает или отказывается от него.
- Когда заказ сформирован и отгружен, поставщик отправляет уведомление об отгрузке товара (DESADV). DESADV — это технически товарно-транспортная накладная с информацией о факте отгрузки, самих товарах (физические характеристики, штрих-код и т.п.), транспортировке.
- В момент приемки заказа, ритейлер высылает поставщику автоматически сформированное уведомление о приемке (RECADV) с актуальными данными по принятой продукции.
- На основании RECADV поставщик своевременно выставляет правильный счет (INVOIC).
- INVOIC (счет-фактура) впоследствии оплачивается. Если же ритейлер желает вернуть заказ, то он высылает поставщику уведомление о возврате (RETANN).